Архитектурный критик и редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов увидел в проекте района «Академический» смесь французского с уральским и отражение последних идей европейской градостроительной мысли

Алексей Муратов

Фото: Алексей Народицкий

 

— Это весьма продуманный проект, который стремится увязать последние тенденции современного, и в частности французского, градостроительства с российскими традициями. В его основе очень ясная, четкая планировочная структура — прямоугольная сетка улиц, которая организует огромное пространство. Это еще римская структура, но она очень популярна именно во французском градостроительстве. Если у англичан на первом месте чувство живописности, нелинейности, сложности, то французы стремятся все упорядочить, выстроить иерархию. В «Академическом» эту четкую структуру они увязывают со стремлением к природе, которая, как они полагают, характерна для уральского жителя.

Вторым градостроительным элементом является природная компонента: центральный парк, каналы и зеленые клинья, пронизывающие город. Они также структурируют пространство, как регулярный ландшафтный парк. Получается синтез дикой природы и упорядоченного городского ландшафта. Чересполосица «улица — канал — лес» представляет собой упорядоченную структуру, но одновременно весьма живую.

В проекте есть удачное сочетание французской регулярности и русской хаотичности. В иерархии градостроительных построений просматривается близость к русскому или даже советскому городу. На главные улицы и магистрали выходит четкий фасадный фронт. А за этими кулисами — более рыхлая, дробная застройка в глубине кварталов, которая организуется по более свободному, пейзажному принципу.

Если говорить о новейших градостроительных течениях, то в «Академическом» я бы отметил три влияния. Первое — идея «открытого квартала», которая была развита Приткеровским лауреатом архитектором Кристианом де Портзампарком. Идея заключается в поиске нового баланса между регулярностью и свободой, между периметральной квартальной застройкой и свободной микрорайонной. Баланс достигается за счет того, что по сравнению с кварталом, застроенным по периметру, здания ставятся довольно свободно, но при этом они меньшего масштаба и более разнообразны по своим архитектурным и объемным решениям. В результате сохраняется ясная структура квартала, но при этом появляется физическая и оптическая проницаемость, лучше циркулирует воздух.

Второе — очень популярная в последнее время идея так называемого третьего ландшафта, активно пропагандируемая известным французским ландшафтным архитектором Жилем Клеманом. Третий ландшафт воспринимается как органический симбиоз первых двух — природного и городского. Чтобы он сформировался, город как развивающаяся субстанция не должен препятствовать развитию природы. Непрерывные пути, «волокна» природы должны пронизывать город насквозь. В «Академическом» такими волокнами станут зеленые клинья. Они будут обеспечивать циркуляцию и регенерацию биосферы.

Третье — идея экологического и энергосберегающего города, которая является сегодня мировым мейнстримом. Последний писк градостроительной моды — жизнь без автомобиля. Передвижение пешком или на трамвае. Тема скоростного трамвая чрезвычайно модна в последнее время в Европе: такие проекты уже реализованы в пригородах Парижа, Бильбао, Страсбурге и многих других городах.

Журнал Эксперт