Лето на рынке недвижимости традиционно считается временем затишья: покупатели предпочитают планировать отдых, а не новоселье. Однако, в отличие от "остывающего" столичного рынка жилья, коттеджи за городом, по прогнозам экспертов, этим летом будут расти в цене весьма устойчиво.


Почем домик в деревне?


По словам заместителя директора компании "МИЭЛЬ – Загородная недвижимость" Владимира Яхонтова, структура спроса на рынке загородной недвижимости имеет свои сезонные особенности: летом "популярностью начинают пользоваться более дешевые предложения: эконом (до 270 тыс. долларов), комфорт (270–530 тыс. долларов), бизнес (530 тыс. – 1 млн долларов) и премиум (1 млн – 2 135 тыс. долларов)", а дома категории "де люкс" покупаются реже. Цены на недорогое и среднее по стоимости загородное жилье будут расти этим летом быстрее, чем на эксклюзивное, – на 1% в месяц, полагает эксперт, так что подмосковная недвижимость имеет все шансы догнать по стоимости "притормозившую" московскую.


Цивилизация в резервации


Говорить о сокращении предложения на рынке загородного жилья также не приходится, однако далеко не все это жилье ликвидно. Если в столице разбирают "хрущевки" в любом состоянии и по фантастической цене, за городом покупатель все чаще хочет получить за свои деньги не просто кирпичную коробку на участке земли, а нечто несравнимо большее. "На сегодняшний день на рынке загородной недвижимости единовременно выставлено на продажу 12 000 домовладений в 525 коттеджных поселках, – сообщает В. Яхонтов. – В активной продаже находится 313 поселков. Абсолютная стоимость 1 кв. м этих домовладений ниже, чем в Москве, но качество проживания гораздо выше".


Однако "рынок испытывает дефицит хороших коттеджных поселков, отличающихся не только качеством строительства, статусом, уровнем и удобствами проживания, но и имеющих поликлиники, детские сады, школы, спортивные секции", – продолжает эксперт. В поселках с хорошей инфраструктурой коттеджи раскупаются действительно быстро. Однако таких поселков и в самом деле немного: девелоперы сталкиваются с массой трудностей, в числе которых – необходимость самостоятельно решать градостроительные проблемы без помощи государства, "договариваясь" с чиновниками известным способом (что, кстати, увы, удорожает строительство). Таким образом, строители "практически формируют отдельные резервации людей, огражденных забором, с автономной социальной инфраструктурой", – добавляет г-н Яхонтов.


Куда поедем?


На самом деле, сколько бы ни говорили о переоцененности земель западного направления и недооцененности других направлений, ветры с запада дуть не перестанут, так что желающие дышать чистым воздухом непременно отправятся за ним на Новорижское, Рублево-Успенское, Киевское или Калужское шоссе. "Наибольшим спросом среди желающих постоянно жить за городом пользуются организованные коттеджные поселки, расположенные в 10–25 км от МКАД, – говорит руководитель аналитического центра корпорации "Инком" Дмитрий Таганов. – Такое расстояние предоставляет оптимальное сочетание: благоприятная экология и возможность быстро доехать до Москвы. Поселки, расположенные далее, чем за 25 км от Москвы, менее удобны для постоянного проживания – дорога на работу и домой отнимает слишком много времени. Исключение составляют поселки, расположенные вблизи озер и водохранилищ – особенно это актуально для поселков на Пятницком и Дмитровском шоссе. Ради возможности жить в поселке у живописного водоема, с собственным пляжем или даже яхт-клубом, жители готовы тратить на дорогу на полчаса или час больше, чем обычно. Большим спросом пользуются также поселки, относящиеся к формату "дальняя дача" – расположенные за 70 км от МКАД и далее. Эти поселки изначально планируются для отдыха на природе, а не для постоянного проживания. Удаленность от Москвы компенсируется демократичными ценами, водоемами, красивыми видами. Чуть сложнее обстоит дело с поселками, расположенными в 40–50 км от МКАД. С одной стороны, это уже не поселок для постоянного проживания, с другой – еще не дальняя дача".


Длина пробки имеет значение


При выборе поселка сегодня часто обращают внимание не столько на расстояние от МКАД, сколько на загруженность самой трассы: "Все понимают, что проехать путь в 30 км можно за 15 минут (по Новорижскому или Киевскому шоссе), а можно и за час (Ленинградское, Ярославское шоссе), – комментирует Дмитрий Таганов. – В течение многих лет жители Северо-западного административного округа, подмосковных Химок не рисковали связываться с вечно забитой Ленинградкой и при возможности покупали дома на соседних Пятницком, Волоколамском, Дмитровском шоссе". На проблеме транспортной доступности играют и дальновидные инвесторы: как только объявляется о начале реконструкции той или иной трассы, дома на этом направлении дорожают на 25–30%. Именно так выиграли покупатели жилья на Киевском шоссе после завершения его реконструкции. "Такая же перспектива ожидает Ленинградское шоссе, – уверен Дмитрий Таганов. – Сейчас движение утром и вечером очень плотное, но завершение в 2009 году проекта "Большая Ленинградка" позволит забыть о километровых пробках".


В целом покупатели коттеджей сегодня стали гораздо требовательнее к загородному жилью, отмечают эксперты. Необходимая инфраструктура даже недорогого поселка сегодня включает в себя "охрану, службу эксплуатации, продуктовый минимаркет, аптеку, детские площадки, гостевую парковку", – рассказывает Дмитрий Таганов. Вместе с тем инфраструктура поселка эконом-класса не должна быть и перегруженной, так как это ощутимо увеличивает ежемесячные выплаты. В более дорогих поселках бизнес-класса уместны уже кафе, рестораны, спортзалы и многое другое, что раньше было достоянием только "элитных" поселков. Инвестору и девелоперу необходимо все тщательнее разрабатывать грамотные концепции загородного жилья. "Здесь уже не получится действовать по принципу "рядом с Москвой расхватают всё", – говорит г-н Таганов. Только если выбрана и реализована правильная концепция, поселок найдет своего покупателя.

Анастасия Сторожева

РБК-Недвижимость

10.06.2008