По данным аналитиков компании ADG group, сегмент ТРК в Челябинске находится на начальной стадии развития. Появления объектов с грамотными архитектурными и арендаторскими концепциями, отвечающих современным стандартам, ожидают не ранее, чем через 3-4 года. Пока же в городе сохраняется дефицит качественных торговых площадей, особенно на фоне возрастающего интереса к городам-миллионникам со стороны федеральных торговых сетей, которые предъявляют серьезные требования к уровню предлагаемых помещений, сообщили М2 в пресс-службе компании.

 

Несмотря на то, что рынок торговой недвижимости Челябинска пребывает в стадии активного роста и развития и к 2010 году показатель обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей здесь, по прогнозам, достигнет 500 кв. м, он в значительной мере будет отставать от таких городов, как Новосибирск и Екатеринбург. За последние несколько лет на рынке розничной торговли Челябинска значительно увеличилось присутствие крупных иногородних игроков в сегменте ритейла, из чего следует рост потребности в качественных торговых площадях.

 

На сегодняшний день в городе насчитывается 8-9 торговых центров. Обеспеченность качественными торговыми площадями на 1000 жителей города составляет около 230 кв.м. «Для города-миллионника  этот показатель свидетельствует о серьезном дефиците современных ТРЦ, - отмечает директор департамента аналитики ADG group Полина Жилкина. - Практически во всех существующих торговых комплексах налицо явная нехватка парковок». Более того, в Челябинске есть целые административные районы, практически лишенные качественных торговых центров, к примеру, Металлургический (единственный ТК «КС»), Тракторозаводский (ТЦ «Башня») и Ленинский.

 

Значительная доля крупнейших в стране розничных операторов уже присутствует на рынке Челябинска. В сегменте продуктовых товаров это «Перекресток», «Пятерочка», «Седьмой континент», «Дикси» и др., в сегменте бытовой техники и электроники –«Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила», «Мир», связь - Евросеть, Dixis, Связной, косметика и парфюмерия: Л`Этуаль, Арбат-Престиж, спортивные товары - Спортмастер, Adidas, товары для детей - Bananamama, Детский мир и др. «Однако первый крупный ТЦ здесь открылся всего два года назад. Таким образом, у горожан еще не выработалось  привычки совмещать шоппинг и развлечения, - отмечает П. Жилкина. - Именно развитие торгово-развлекательного формата, на наш взгляд, станет главной тенденцией развития местного рынка торговой недвижимости в ближайшие годы».

 

Одной из основных особенностей рынка торговой недвижимости Челябинска является перенасыщение площадями старого образца, не соответствующими современным требованиям. Так, больше половины предложения на челябинском рынке торгово-развлекательной недвижимости (55%), по оценкам одного из местных агентств недвижимости, приходится на встроенно-пристроенные помещения. Качественная недвижимость занимает примерно четверть рынка, а оставшиеся 20% - это в основном бывшие жилые помещения на первых этажах, переведенные в нежилой фонд. Как следствие, во многих торговых объектах пустуют большие площади, так как профессиональные сетевые операторы, выходящие на рынок города, предпочитают либо открывать собственные магазины на основных торговых улицах, либо ждать появления вакантных площадей в современных торговых центрах.

 

На данный момент к строительству в Челябинске заявлено около 10 крупных торговых объектов. Среди них торговые центры «Кольцо», «Куба», «Магистраль», «Родник», 2-я и 3-я очереди ТЦ «Фокус» и др. «О реализации своих проектов в течение нескольких лет заявляют такие девелоперы, как DVI Group и самарская ГК «Время», однако, большинство проектов все же будут реализованы силами местных девелоперов», - отмечает П. Жилкина. - В настоящий момент компания ADG Group также анализирует предложения по покупке земельного участка в городе Челябинск под строительство крупного современного торгово-развлекательного центра».

 

В 2009-2010 гг., как ожидается, у девелоперов появятся дополнительные возможности, связанные с получением крупных участков под застройку. Это связано с активным строительством в Челябинске новых жилых микрорайонов («Золотая долина», жилой комплекс в Чурилово и др.), а также внедрением в городе формата районных ТЦ шаговой доступности площадью до 10 тыс. кв. м.