Актуальны ли старые дачи?	Как все-таки все переменчиво в нашем мире! Трансформациям подвержены даже материи самые глубинные, составляющие основу нашего бытия. Возьмем, к примеру, знаменитую «триаду», являвшуюся в советские годы символом жизненного успеха – «квартира, дача и машина». С первым ее элементом все в порядке – в том смысле, что обзавестись недвижимостью в Москве по-прежнему нелегко. А если человек сумел купить такое имущество – значит, он серьезный и уважаемый.

С машинами все неоднозначнее. С одной стороны, существуют очень дорогие и престижные авто, их стоимость составляет многие миллионы рублей. С другой – часто автомобиль уже далеко не роскошь, совсем старую колымагу можно приобрести с рук за 30-40 тыс. руб. Ясно, что само по себе обладание автомобилем (любым) отнюдь не говорит о человеке, что он ужас какой состоятельный.

Но самые драматические изменения произошли, конечно, с дачами. Потребители не перестали интересоваться загородной недвижимостью – и спрос есть, и цены (особенно где-нибудь на Рублевке) фантастические. Но современные объекты – это дома для постоянного проживания. «Фазенды» на шести сотках с удобствами на улице («туалет типа сортир», как было сказано в бессмертной старой кинокомедии) – формат уходящий.

Недавно на одном из круглых столов, организованном аналитическим центром «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», по данному вопросу состоялась любопытная дискуссия. Наиболее решительно выступил Александр Дубовенко, совладелец компании «Гуд Вуд», - в том ключе, что «дачи умерли» - это сегодня ненужный сегмент рынка. «Первая задача, которую они несли, – поехать выпивать на выходные. Вторая – в летний период сбагрить детей под присмотр дедушек и бабушек. Третья – наблюдать за соседкой, которая пропалывает грядку». Сегодня, подвел итог выступавший, подобные задачи неактуальны. 

Несмотря на определенный радикализм подобных утверждений, вынуждены признать, что здравое зерно в них имеется. В прежние времена обычная путевка в дом отдыха была роскошью, а о поездках за границу многие наши сограждане и не мечтали – дача, таким образом, была едва ли не единственным местом, куда можно было вырваться из пыльного и шумного города. Сегодня иначе, и многие люди вполне резонно задают себе вопрос – зачем? Зачем ездить каждый раз в одно и то же место, чтобы горбатиться там на грядке, самостоятельно чинить постоянно разваливающийся домик? Не проще ли отдыхать в теплых краях? В отеле, пансионате, в съемных квартирах или апартаментах (благо в Болгарии их можно снять по сходной цене)? А надоело это место – в следующий раз поедем в другое…

Так ли хороша в современных условиях дача?  Первый заданный нами вопрос звучал так: «Некоторые россияне считают дачу благом, а некоторые – обузой. А как думаете лично вы?». Ответы, как видим, распределились в пользу дач – с перевесом три к одному.

Рассмотрим теперь более подробно аргументацию. Тех, кто назвал дачу «благом, хорошим местом для отдыха», как видим набралось 76%. Из них бОльшая часть отмечала, что дача дает возможность отдыха от городской суеты на свежем воздухе. «Отдохнуть, посадить цветы, полежать в шезлонге, выпустить погулять кота», «ездим к друзьям на дачу; нравится, отдыхаем, - примерно такими были доводы сторонников этой точки зрения. - Там можно собраться с мыслями в тишине», «спокойно можно провести выходные».

Остальная часть группы оказалась не столь монолитной и пестрила разными точками зрения. Одним импонировало, что на даче можно выращивать полезные овощи и фрукты. Другим на даче просто «нравится». «Там можно заниматься чем угодно», «есть работа на участке, которой можно занять себя», - вот объяснение их симпатий.

Кто-то признался, что дачи нет. «Дачи нет, но очень хотела бы ее иметь», «стою на очереди уже 10 лет, но землю пока не дают», - говорят эти люди. И даже так: «у меня нет дачи, поэтому для меня она – благо».

Некоторые признали дачу благом, когда она есть и там наведен порядок и уют. «Хорошо, когда там уже все сделано для себя», - говорили они. Также прозвучало - смотря, с какой стороны посмотреть. «С одной стороны, благо, с другой – обуза», «дачи – это, вообще-то, на любителя», - считают сторонники такой точки зрения. И даже так: «когда дача становится обузой, ее надо продавать».

Итог получается таким: хотя к сторонникам дач отнесли себя 76% наших респондентов, реальное число безоговорочно поддерживающих составляет примерно половину аудитории. Позиции остальных весьма противоречивы – у кого дачи вообще нет, кто-то хочет, чтобы там за него все сделали, а кто-то вообще считает, что ставшую обузой собственность надо продавать.

Тех, кто просто и без экивоков считает дачу обузой, набралось 24%. Среди мотивов аргументации трудно выделить какого-то лидера – все более-менее равны. Наши респонденты помнят, что за дачей нужно постоянно следить. «Все время ухаживать», «работать надо на земле», - говорят они. – «Хоть там и свежий воздух, но постоянно приходится пахать». Некоторые не могут позволить себе эту роскошь по состоянию здоровья. «Много сил нужно, мне здоровье не позволяет», «некогда туда ездить, у меня мать больная», - вот их доводы. Другие ссылаются на возраст – это, в общем-то, то же самое, что и здоровье. Еще одно мнение - содержать дачу дорого. «Денег на нее не хватает», «тяжело содержать», «много надо платить», - говорят они.

Следующий наш вопрос был таким: «Как вы бы описали современную дачу?». Выбирать предлагалось из двух предложенных вариантов. Как видим, с почти двукратным отрывом победил «благоустроенный загородный дом с коммуникациями». Впрочем, позиции «летнего домика с удобствами во дворе» тоже впечатляют – таковым готовы довольствоваться 33% опрошенных.

Третий вопрос нашего исследования возвращает нас к теме, с которой мы начинали эту статью. Звучал он так: «Некоторые эксперты рынка недвижимости считают, что дачи в привычном их понимании – домик с удобствами во дворе – скоро перестанут интересовать покупателя вообще, а некоторые – наоборот, считают, что старые дачи были, есть и будут. Какая точка зрения ближе лично вам?». Позиции сторон видны на диаграмме.

Начнем, как обычно, с позиции большинства – тех, кто считает, что «старые дачи были, есть и будут». Треть сторонников этой точки зрения исходят из того очевидного обстоятельства, что многим собственникам не хватает средств для благоустройства и осовременивания. «Перестраивать и подводить коммуникации надо, но не у всех есть для этого деньги», «это не всем по карману» - такими (и около этого) были их доводы.

Некоторое количество наших респондентов выступило как идейные противники современных удобств – по их мнению, дача и не обязана быть с коммуникациями. «У многих моих знакомых дачи не совсем благоустроены, и хозяева рады», «старые дачи – это классно, так прикольно туда приезжать! - говорят эти люди. – Если перестроить, то это будет уже не дача, а загородный дом».

Кто-то напомнил нам, что жить в таком формате привыкло старое поколение. «Для стариков они всегда будут актуальны», - считают сторонники этой точки зрения.

Вывод из всего нашего опроса можно сделать таким: в представлениях людей о том, какой должна быть современная дача, происходят перемены. Но процесс этот очень постепенный, так что мнение о том, что дачи умерли - это очень поспешно. Миллионы (если в масштабах всей страны) наших людей привыкли именно к таким дачам и вряд ли откажутся от них в обозримом будущем. Не говоря уж о том, что даже если бы и хотели что-то на своих «фазендах» поменять – для этого им понадобятся очень большие деньги.

Данные журнал получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.

www.metrinfo.ru