Стало известно, почему народный гараж стоит антинародных денег Острый дефицит городского бюджета подталкивает власти Москвы к новым поискам источников его пополнения. Один из вариантов – сбор денег с автовладельцев, который идет по двум направлениям – запретам на парковки во дворах жилых домов и строительству так называемых «народных гаражей».

Запрет на парковку личного автотранспорта у мэрии Москвы был сорван, не начавшись, отчасти благодаря активным протестам тех, на благо которых работает горадминистрация. Посчитав этот путь опасным, команда мэра Юрия Лужкова активизировала рекламную компанию «народный гараж». Вторым шагом стало намерение снести самые обычные, называемые «плоскостными», автостоянки в столице. Власти обещают, что этот процесс «будет проходить постепенно, с учетом соблюдения интересов и прав всех граждан».

«Плоскостные стоянки строились в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века и на данный момент занимают поистине астрономическую площадь - почти 2,7 тысячи гектаров, - заявил СМИ первый заместитель руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Петр Аксенов. - Эти территории используются крайне неэффективно, боксы там стоят хаотично и занимают они гораздо больше места, чем это требуется для хранения автомобиля».

Чиновники мэрии говорят, что, если их план сработает, то «эффективность» использования московской земли вырастет в разы, благодаря «продуманности подъездов к гаражам и многократному увеличению парковочных мест».

В среду на конференции по проблемам городской недвижимости «Управление и жилье в 2010 году» эксперты отмечали, что власти столицы в очередной раз пытаются убедить москвичей в том, что замена бесплатной парковки на платную является благом для них, а «продуманность» проектов может на деле обернуться какими угодно другими «удобствами».

В выходные в Строгино прошел митинг владельцев плоскостных гаражей против решения об их сносе. Собравшиеся требовали от властей отменить решение о сносе нескольких кооперативов общей площадью в 2 тыс. машиномест на северо-западе Москвы. Как это происходит всегда и везде в столице, владельцам не сообщили, что появится на месте кооперативов. В бумаге, поступившей от московских властей, только сказано: землю отдать под муниципальные нужды. При этом самим владельцам предложили приобрести «народные гаражи» по 350 тыс. рублей за место.

«Фактически, уже на одном этом примере можно говорить о многом, например, о безальтернативности и отсутствии выбора у москвичей, - говорит ВЗГЛЯДу участник конференции, член Гильдии адвокатов России Едена Коростылева. – Давно и хорошо известно, что суд против властей Москвы выиграть невозможно, жаловаться некуда, хлопотно и затратно. Это и позволяет мэрии и ее префектурам проводить «единую линию», не опасаясь ничего. Ничего, кроме открытых выступлений граждан и прессы, которая о них сообщает. Замена парковок на гаражи – это вымогательство денег у москвичей и обеспечение «своих» строительных компаний работой в трудные кризисные времена».

Напомним, что программа «Народный гараж» призвана решить в городе проблему дефицита паркингов, стартовала в 2009 году. До конца прошлого года власти Москвы пообещали построить 198 доступных стоянок на 74 тыс. машиномест, а в 2010 году собирались возвести еще 423 «народных» паркинга на 155 тыс. мест. Некоторые из них власти намерены возвести на месте плоскостных стоянок. Продажа мест в готовых «народных гаражах» стартовала 15 февраля 2010 года. Стоимость бокса – 350 тыс. рублей.

Эксперты говорят, что проект «народный гараж», если даже не брать в расчет совершенно антинародную его стоимость, практически никак не защищен от спекулянтов, что означает, что в скором времени цена на боксы может вырасти в несколько раз, сравнявшись по стоимости с подземными парковками.

Заметим, что в зависимости от месторасположения, стоимость такого места «хранения автомобиля» доходит сегодня до 150 тыс. долларов.

Мэрия утверждает, что защита граждан, желающих участвовать в проекте, обеспечивается договором долевого участия в строительстве машиномест в соответствии с законом номер 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве». Плюс подобной системы, говорят чиновники мэрии Москвы, заключается в том, что граждане могут быть твердо уверены, что их боксы возводятся застройщиком - ГУП «Дирекция гаражного строительства» при наличии всей необходимой документации, в том числе договора аренды земельного участка, разрешения на строительство и проектной декларации. Как только «народные гаражи» будут сданы в эксплуатацию, их сразу же можно будет оформить в собственность, подчеркивают в горадминистрации.

Однако, в этой благостной «картине маслом» есть нюанс. Дело в том, что уже сегодня более 60% мест в готовых «народных гаражах» уже зарезервировано, но не исключено, что в руках одного человека могут оказаться сразу несколько десятков боксов, которые затем будут перепроданы по еще более антинародной цене. Методов борьбы со спекулянтами в мэрии нет даже в разработке.

Проблема парковок является одной из самых острых в столице: в городе порядка 3,5 млн автомобилей, а парковками обеспечено в лучшем случае 25-30% автовладельцев, говорят участники конференции. При этом число автомобилей растет примерно на 3-4% в год.

Другой неприятный для мэрии факт общественного мнения заключается в том, что для решения «благого дела» предусмотрен слом и снос того, что давно стало привычным и удобным – тех же «плоскостных парковок» и гаражей-«ракушек». Заметим, что за их уничтожение никто никакой компенсации не получит. Напомним, что в 1999 году в интервью СМИ мэр Москвы Юрий Лужков активно призывал покупать эти самые «ракушки», называя их «современным решением давно наболевшей проблемы сохранности автомобилей».

«Совершенно бюрократический, а значит, антинародный, подход – сначала лишить собственности, а потом предложить ее же купить фактически по второму разу, - говорит ВЗГЛЯДу управляющий директор столичного гаражного комплекса Юрий Шатенков. – Через несколько лет решат, что и эти «народные гаражи» получились не очень красивыми и также портят вид города, как и «ракушки», и их опять захотят снести и построить «еще более красивые и, соответственно, еще более дорогие».


«Проблема «народных гаражей» и в том, что они будут располагаться далеко не в «шаговой доступности» от домов, что для очень многих является главным стимулом покупать или, наоборот, проигнорировать проект мэрии, - считает директор управляющей компании «РАМ-Проект» Илья Оверчук. – Добавим к ним же пенсионеров и просто пожилых людей…350 тыс. рублей – это слишком дорого для среднего москвича. Как этого не понимают чиновники – другой вопрос, видимо, собственный уровень доходов накладывает своеобразный отпечаток».

«Суммируя, можно сказать, что власти Москвы меняют то, что удобно и бесплатно на то, что не всем по карману и совсем неудобно, - говорит представитель столичной девелоперской компании Николай Носов. – И это называется проектом «народный гараж». Можно предположить, что в зависимости от того, насколько плохо будут продаваться эти гаражи, будет зависеть и вторая попытка мэрии запретить парковку внутри жилых домов, и тогда появится реальная возможность пополнить бюджет за счет жителей города».

Александр Аксенов realty.vz.ru